Одна из крупнейших ИТ-компаний в СНГ и Восточной Европе, "Квазар-Микро", была основана в Киеве 15 лет назад, а совсем недавно получила нового президента. Евгения Уткина, основателя компании, не так давно возглавившего концерн Sitronics, на этом посту сменил Максим Агеев, ранее вице-президент по системной интеграции. Г-н Агеев любезно согласился рассказать PCWeek/UE о своих первых шагах в новой должности.
PCWeek/UE: Планируете ли вы вносить какие-то стратегические коррективы в работу "Квазар-Микро" или её подразделений?
Максим Агеев: В последние годы наша компания постоянно меняется. Происходят перемены и в работе любого менеджера. У меня нет революционных порывов "всё сломать и построить заново", в том числе и потому, что наша компания меняется по чёткому плану. Большую его часть мы реализовали ещё в прошлом году, многое инициировал Евгений Уткин. Во-первых, мы продолжим работу по созданию компании европейского типа. Это сложный, долгий процесс: изменения затронут и корпоративное управление, и организационную структуру компании. Наша цель — сделать компанию более понятной, более прозрачной и, самое главное, повысить эффективность управления нашим международным бизнесом. Так, в прошлом году был утверждён генеральный план по изменению карты ответственности: в ближайшее время мы впервые введём сильную позицию кантри-менеджера. Это изменение связано с активным ростом объёмов работ и бизнеса в регионах. Поэтому в каждой из стран и потребовался реальный "хозяин", который будет обладать полномочиями по оперативному менеджменту и нести ответственность за бизнес в своей стране.
Мы также создаём целый ряд внутренних подразделений, связанных с корпоративным управлением, например, отдел по политике M'n'A (Mergers and Acquisitions, покупки и слияния). Это в значительной степени является внутренним отражением нашей стратегии роста посредством приобретения других компаний. Значимые процессы происходят и в различных бизнес-подразделениях. Сейчас мы завершаем реструктуризацию фабрики "Квазар-Микро". Согласно нашему плану, она будет перепрофилирована в мощный центр компетенции по Intel-архитектуре. Вместо обычного сборочного предприятия, основу которого составляют сборщики с отвёртками, мы запустим центр для мощной предпродажной подготовки сложных решений на архитектуре Intel: рабочих станций, ноутбуков, серверов. Продукция, выпускаемая на этой фабрике, не будет предназначена для розничного рынка. "Квазар-Микро" будет развиваться исключительно в корпоративной среде, предоставляя новый набор услуг и продуктов именно корпоративным заказчикам.
Большие изменения, обусловленные высокой динамикой роста, будут происходить и в подразделениях консалтинга. Наш бизнес стал настолько сложным, что потребовалась диверсификация на уровне подразделений.
PCWeek/UE: Другими словами, главным направлением для "Квазар-Микро" будет системная интеграция?
М. А.: С точки зрения финансов, наиболее правильной системы координат, производство и сбыт компьютеров уже давно приносят нам всего несколько процентов от общей прибыли. Интеграция, без преувеличения, — на порядок больше. Чем "Квазар-Микро" будет заниматься в ближайшие 2–3 года? Безусловно, наш основной фокус в течение последних лет был и остаётся неизменным — это консалтинг, системная интеграция и разработка программного обеспечения. Мы следуем сервисной и клиенториентированной стратегии, то есть предоставлению услуг заказчикам, решению их бизнес-задач средствами ИТ.
PCWeek/UE: Кто, по вашему мнению, преимущественно является потребителей решений, предоставляемых "Квазар-Микро"?
М. А.: Компания всегда была наиболее сильна в секторе крупных предприятий и государственных институтов национального масштаба. Если вспомнить нашу историю за последние 10 лет, станет очевидно, что основных побед и, если смотреть с финансовой точки зрения, оборотов мы всегда добивались именно на этом рынке. Это останется неизменным. В последние годы, особенно в Украине, нас стали интересовать также средние предприятия (по нашим стандартам, это компании, которые насчитывают не менее ста автоматизированных рабочих мест). Я не думаю, что "Квазар-Микро" в обозримом будущем будет фокусироваться на малом бизнесе. Основная наша ценность, с моей точки зрения, — это наши знания, профессиональные навыки и умения. Они лежат в области сложных решений, которые традиционно потребляют крупные предприятия с очень развитой компонентой ИТ.
Если говорить о вертикалях, то для себя мы выделяем четыре ключевых рынка:
• финансовые организации и банки (в Украине это, в первую очередь, банковский сектор, а в России и других странах нас интересует также страховой бизнес, который близок к банковскому, но имеет свою специфику);
• телекоммуникационный сектор;
• энергетика;
• государственный сектор.
Известно, что государственный сектор — крупнейший заказчик и в Украине, и в России. Но дело даже не в этом. С точки зрения ИТ, на постсоветском пространстве правительственный сектор либо уже созрел — как в России, либо стремительно созревает, как в Украине. Суть этого процесса заключается в понимании сегодняшнего значения информационных технологий. Информационные технологии ведь компьютерами не ограничиваются. Компьютеры — это минимально необходимая, но не самая значимая вещь. Надо автоматизировать бизнес-процессы, по-новому выстраивать взаимоотношения между властью и гражданами, властью и бизнесом, властью и властью. Приходит время больших систем. И мы считаем, что мы очень хорошо подготовлены для того, чтобы серьёзно играть на этом рынке.
PCWeek/UE: To есть малый бизнес вас совсем не интересует?
М. А.: Средняя стоимость проекта на Axapta составляет около $200 тыс., a Navision стоит около $100 тыс. И этот сегмент нам, безусловно, интересен, мы в нём работаем и будем работать. Но в мире это, скорее, решения для малого бизнеса. А большинство украинских компаний, называющих себя "средним бизнесом", выделяют сегодня на автоматизацию $10 тыс. в год. Вот этот сегмент нас не интересует. Мы не можем заниматься всем, обязательно надо выбрать род занятий. Эти компании используют очень лёгкие, быстрые системы для автоматизации бухгалтерии, элементарного делопроизводства. Конечно, и этот, самый нижний сегмент тоже будет развиваться. Это очевидно. Но мы не будем на него ориентироваться. Работа с малым бизнесом может быть эффективна в двух случаях: компания либо должна быть очень "местной" (присутствовать не просто в Украине, а обслуживать, допустим, улицу Северо-Сырецкую, все предприятия, которые там работают). Это — эффективно. Такая компания конкурентнее любой другой. Во втором случае необходимо обладать уникальным продуктом. Таким, например, как "1С". Бегать наперегонки со студентами из политехнического института, которые всегда быстрее соберут один компьютер для одного потребителя, чем мы? Это — бессмысленная гонка, там нет ценности, которую мы несём в глубоком знании дела, высоком классе инженеров, понимании бизнес-процессов и т.д. Средние предприятия нас интересуют. Но, по моему мнению, среднее предприятие, если говорить в проектных терминах, это компания, которая может позволить себе систему хотя бы за $200 тыс. А это уже весьма серьёзное по украинским меркам предприятие, некоторые даже считают это корпоративным рынком. Для меня корпоративный рынок — это предприятия масштаба Укртелекома. Это действительно десятки тысяч автоматизированных рабочих мест, колоссальная иерархия сложных бизнес-процессов и огромные деньги, выделяемые на автоматизацию.
PCWeek/UE: Вернёмся к вертикальным рынкам. В сегментах, приоритетных для "Квазар-Микро", работает с десяток других крупных компаний. Чем вы от них отличаетесь?
М. А.: На карте ИТ-рынка стран СНГ других таких ИТ-игроков, как "Квазар-Микро", не существует. Я не преувеличиваю. Я не знаю другой компании, которая столь активно работала бы на таких разных географических рынках. У многих компаний есть филиалы. Но другой такой компании, которая бы активно работала в Украине и при этом очень быстро развивалась в России, где половина менеджмента — украинцы, половина — россияне, компании, в которой ресурсы распределены пятьдесят на пятьдесят, — таких компаний я не знаю.
Думаю, что за последние два года в России мы прошли очень хорошую школу. Этот рынок более развит, чем украинский. И сегодня мы приносим с этого более развитого рынка новые технологии, новые знания. Сегодня порядка 100 консультантов по Oracle работают на ведущих предприятиях России. Они обладают уникальным знанием, пока еще не доступным консультантам, работающим только в Украине. Использование этих интернациональных знаний, я считаю, нас выгодно отличает от других ИТ-компаний. Сегодня мы работаем в Украине, России, в Казахстане, Беларуси, Узбекистане... Мы набираем опыт разных предприятий, менеджеров, типов бизнеса в других странах. Это мы принесём в Украину.
А по поводу старых и новых контактов... Взаимоотношения с клиентом — это, конечно, ключевой момент в бизнесе. Клиент должен тебя любить. У него слишком большой выбор, он легко меняет свои приоритеты. Но я всегда считал, что есть рынок влияний, которому присущи личные связи (у тебя работает кум в министерстве и, соответственно, ты процветаешь), и есть рынок технологий. Тут важно уметь очень хорошо что-то делать.
Независимо от того, есть у тебя кумовья или нет, ты просто обязан быть лучшим в своей профессии. И мы придерживаемся этого принципа. Конечно, мы развиваем отношения, удерживая старых клиентов, с которыми работаем годами. Мы в этом заинтересованы, это традиционная работа на рынке. Но также мы считаем, что если мы будем уметь или умеем что-то делать лучше всех, то заказчика будет подталкивать сама логика рынка. Не только мы будем к нему идти, но и он к нам. Потому что возникают ситуации, когда надо пригласить лучшего специалиста. И здесь наш уровень конкурентоспособности намного выше, чем у компаний, которые работают только на рынке лоббирования, ничего не умея делать своими руками, либо умея, но очень плохо. Они научились осваивать бюджеты, но не знают, как строить системы. А мы строим.
PCWeek/UE: Можете ли вы на основе своего опыта сравнить рынок Украины с рынками других стран?
М. А.: Украинский рынок очень интересен. Я на нём работал 12 лет, до начала российского проекта. На мой взгляд, по многим параметрам Украина отстаёт не только от России, но и от Казахстана. Такой вывод я сделал недавно, пообщавшись с казахскими коллегами. Украина — слишком аппаратно-ориентированный рынок. Качественный прорыв в Украине пока не наступил. Каждый год мы предрекаем, что он случится в следующем году, но этого почему-то не происходит. Зато случаются покупки кучи "железа". Проведение бессмысленных, на мой взгляд, тендеров. Громадный государственный аппарат работает над сравнением стоимости сетевых адаптеров. А в качестве — ничего не меняется. У нас нет потоков информации в стране. У нас нет доступа к этой информации. Отсутствует этот слой технокультуры. Россия в этом очень сильно опережает Украину. Здесь доля систем на рынке значительно меньше, чем в Европе, но уже на порядок больше, чем в Украине. Здесь рынок ИТ-услуг оценивают больше чем в 2 млрд., а в Украине, как ни считай, только и споров: 120 млн. или 125. Это при том, что в России населения всего в три раза больше. И я не думаю, что дело только в российской нефти или в отсутствии таковой в Украине. Не менее важно понимание государственными или корпоративными менеджерами необходимости использования ИТ-инструментов. Хотя некоторые корпорации в Украине — я слышал об этом от коллег много раз — по качеству работы по меньшей мере не уступают российским. Во многих случаях российские компании, российские менеджеры учатся, перенимают опыт у украинских менеджеров. Это на самом деле менеджеры европейского класса. Взять ту же UMC. Самая настоящая высококлассная компания. Или крупные частные холдинги, которые построили бизнес совсем по-другому.
В Украине, к сожалению, консультантам и интеграторам не принято платить за работу. Почти никогда. Либо платить очень мало и с большими задержками. Со временем, конечно, всё изменится, но три года назад я был свято уверен: это уж точно случится в 2005-м. Но в прошлом году прорыва так и не произошло. Многие почему-то не понимают, что если не платить людям зарплату, они не будут работать. А компания останется с безалаберностью, разрозненным хозяйством и горой компьютеров, которые, кроме как для тетриса, больше ни для чего не пригодны. Который год подряд можно повторять фразу о том, что в Украине очень высокий потенциал? Вопрос в том, когда этот потенциал начнёт превращаться в кинетическую энергию.
До тех пор, пока жив менеджмент нынешней "Квазар-Микро", Украина будет оставаться в нашем фокусе. Не только потому, что мы полны патриотизма, а потому, что этот рынок на самом деле интересен и перспективен.
Комментарии:
(0)
Рейтинг: