Еще одно вытекающее из этой общей тенденции следствие — повышение статуса ИТ-специалистов на предприятиях, что наиболее заметно проявляется в появлении в руководстве компаний новой категории топ-менеджеров — ИТ-директоров (CIO), которые, по-видимому, и должны играть ведущую роль в диалоге ИТ-специалистов с бизнес-руководителями своих организаций, с одной стороны, и заказчиков с ИТ-поставщиками — с другой.

В России формирование слоя CIO сопровождается консолидацией этого сообщества, которое до недавнего времени шло в форме клубного движения. Однако год назад в этом процессе наметился качественный перелом — возникла потребность в формировании более солидного общественного объединения, результатом чего стало создание в начале 2007 года российского Союза ИТ-директоров (СоДИТ). Он сформулировал перед собой серьезные задачи: привлечение сообщества CIO к участию в государственных проектах по информатизации и образованию в сфере ИТ, установление диалога с государством и крупными поставщиками ПО, в том числе с целью выработки востребованных ИТ-потребителями государственных стандартов.

Как идет работа по реализации этих масштабных планов? Наверное, формальные отчеты будут представлены на втором съезде СоДИТ, проведение которого намечено на начало следующего года. А пока наиболее значимые события на этом фронте проходят в виде мероприятий региональных CIO-клубов. Самое крупное из них, организованное московским клубом 4CIO, прошло 21—23 сентября в подмосковном доме отдыха “Покровское”, собрав около 200 ИТ-директоров не только из столицы, но также из ряда регионов страны.

Это уже пятый осенний выездной сбор ИТ-руководителей, но раньше клуб 4CIO проводил его совместно с компанией “Форт-Росс” под названием CIO Summit. На этот раз московский клуб решил организовать мероприятие самостоятельно под новым названием CIO & CFO Congress*. Такое решение представители 4CIO объясняют, в частности, желанием реализовать собственный формат подобных встреч с максимальной фокусировкой на проблемах, интересующих ИТ-директоров. Конечно, тут стоит отметить, что за таким “автономным плаванием” видна и возросшая организационная готовность CIO-сообщества.

Формат конгресса действительно заметно отличался от обычных наших ИТ-конференций, порой напоминающих череду презентаций в стиле “танцуем без перерыва” с односторонней направленностью информации от докладчика в зал. В данном случае организаторы взяли за основу схему круглых столов и ток-шоу, которые проходили в два параллельных потока с большими перерывами для личного общения участников. Хотя порой такие заседания все же представляли собой набор коротких презентаций, все они проходили в интерактивном режиме с реальным участием аудитории в обсуждении поднимаемых вопросов.

Если говорить об общей направленности дискуссий “Подмосковных вечеров”, то следует обратить внимание на появление в названии форума наряду с CIO еще и CFO — Chief Financial Officer. Такая связка является вполне оправданной, причем тут нужно выделить два момента. Во-первых, до появления на предприятиях должности ИТ-директора (а она и сегодня имеется еще далеко не во всех организациях!) общее руководство развитием ИТ чаще всего принадлежало финансовому директору компании. Во-вторых, даже при наличии CIO задачи управления ИТ (не только развития, но и поддержки) сегодня во многом связаны именно с финансовыми аспектами.

В этой ситуации, конечно, не случайно рабочую программу конгресса открыло ток-шоу “Как повысить эффективность инвестиций в ИТ”, которая по ходу обсуждения сместилась в направлении вопросов увязки работы ИТ-подразделений с бизнесом.

По сути эта же тема рассматривалась и в параллельном мастер-классе “ИТ-директор в роли коммерсанта, внутрикорпоративная продажа ИТ-проектов”, который провел Анатолий Тенцер из новосибирской фармацевтической дистрибьюторской компании “Катрен”. Речь шла о реализации модели внутреннего хозрасчета, когда ИТ-подразделение выступает фактически в роли самостоятельного бизнес-подразделения. Был приведен очень интересный анализ “за” и “против” такой модели, и среди негативных моментов была отмечена угроза потери управления ИТ-стратегией компании в целом.

Кстати, здесь же был затронут и любопытный вопрос о тождественности понятий ИТ-директор и CIO. В данном контексте было подчеркнуто, что CIO — это не просто человек, который отвечает за работу ИТ в рамках всего предприятия, но в первую очередь тот, кто занимается разработкой и реализацией стратегии развития ИТ в тесной увязке с требованиями растущего бизнеса компании. Готов ли руководитель ИТ-подразделения занять позицию CIO? Понятно, что это зависит от возможностей конкретной личности, хотя о реальности такого пути говорит, в частности, и пример докладчика: сам Анатолий Тенцер уже прошел через ступень CIO и сейчас занимает должность директора по развитию и входит в совет директоров компании.

Всего в рамках CIO & CFO Congress прошло девять интерактивных обсуждений, и каждое из них, наверное, достойно отдельного более детального представления на страницах профессиональных СМИ. Например, очень оживленно прошла дискуссия на тему “CIO и государство”, где главным докладчиком выступил один из зачинателей проекта “Электронная Россия” (в бытность первым заместителем министра связи и информатизации в 2002—2004 гг.) Андрей Коротков. Актуальные вопросы для ИТ-руководителей были подняты (на основе реального опыта) в ходе круглого стола “Развитие ИТ в условиях роста бизнеса, процессов слияний и поглощений”. Очень острый обмен мнениями состоялся на секции “Вопросы лицензирования и борьба с пиратством”, в которой приняли участие представители Microsoft и некоммерческого партнерства “Поставщики программных продуктов”.

И тем не менее хотелось бы от интересных, но все же отдельных вопросов, волнующих ИТ-директоров, вернуться к теме, с которой начинается эта статья: какова степень готовности CIO-сообщества выступать в роли активного участника развития ИТ-рынка в направлении, нужном ИТ-заказчикам? Подходя к оценке прошедшего конгресса с такой точки зрения, надо сказать, что он оставил довольно противоречивое впечатление. Да, дискуссии были интересными, был представлен полезный опыт и т. д. Но как трансформировать эти обсуждения в направлении общественно значимых целей, о которых говорилось на прошлогоднем CIO Summit 2006 и на учредительном съезде СоДИТ в начале года? К сожалению, нужно отметить, что на CIO & CFO Congress было представлено много интересных частных мнений, а вот консолидированная позиция CIO-сообщества не прозвучала. Хотя в ходе конгресса был четко обозначен целый ряд вопросов, решение которых требует именно общих усилий со стороны ИТ-потребителей.

Наверное, самым ярким примером в этом плане стал круглый стол по проблеме использования легального софта. Несмотря на очевидную актуальность темы, дискуссия прошла примерно на том же уровне, что в начале лета (см. PC Week/RE, № 26/2007, с. 30 и 37). Еще тогда в связи с повышением активности правоохранительных органов в деле защиты авторских прав был поднят вопрос о неправомерности возложения ответственности за применение нелегального ПО на системных администраторов. Представители вендоров в целом согласились с такой позицией, но отметили, что для исправления ситуации нужно предпринимать усилия самому CIO-сообществу. С тех пор прошло более трех месяцев, но ответная позиция (не говоря уже о конкретных действиях) так и не сформулирована.

Впрочем, может быть, клубные встречи ИТ-директоров — это действительно не те площадки, где нужно решать проблемы отраслевого уровня? Что ж, подождем второго съезда СоДИТ.

Комментарии: (0)   Рейтинг:
 
Профиль
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


 
Статистика
Онлайн:
0 пользователей, 60 гостей :