Так считает Сергей Рогачев президент лиги профессиональных тренеров-консультантов. Г-н Рогачев с 20 по 22 сентября провёл в Ростове первый тренинг по коучингу – популярному на Западе методу менеджмента. Ниже приводится интервью Сергея Рогачева корреспонденту журнала «Седьмая столица».


– Новых предложений на рынке бизнес-технологий немало, в том числе и по управлению персоналом. Такими понятиями, как «делегирование полномочий, мотивация и ответственность», никого не удивишь. Что же нового в коучинге?

– Ничего. Вообще коучинг – это беседа, в которой клиент рассказывает о себе, о том, что он хочет, а коуч задает ему только вопросы. Он не решает никаких проблем, не работает с прошлым и готовых рецептов клиенту не дает.

– За что же клиенты платят такие деньги: насколько я знаю, в Москве стоимость одного часа индивидуальной работы может доходить до 50–70 долларов?

– За то, что клиенты сами учатся чётко осознавать свою цель и всё, что с ней связано, определяют пути её достижения. Коуч методом задавания вопросов подводит клиента к этому пониманию. Как сказал один мой клиент, коучинг – это пирожок с повидлом и с удовольствием. Когда клиент произносит: «Ну наконец-таки я понял, чего мне не хватало! – он надкусил пирожок. А когда он достигает своей цели – он съел его, причём с удовольствием. Потому что никакие чужие советы не доставляют человеку такой радости, как исполнение своих истинных желаний.

– Очевидно, эти ценные вопросы – тайные знания коуча?

– Нет. Коучинг – вещь индивидуальная. А ценность его в том, что он объединил в систему все эффективные методики, которые были разработаны в менеджменте, спорте и психологии. Из спорта взята система подготовки олимпийских чемпионов, из психологии – работа с чувствами, из менеджмента – организационное консультирование.

– И что получилось в итоге?

– Новый стиль менеджмента, который за 10 лет завоевал Америку, Европу, Юго-Восточную Азию. В условиях жёсткой конкурентной борьбы коучинг стал одним из основных методов управления персоналом. В мире существует 48 школ и около 500 видов коучинга. Легальный оборот индустрии коучинга – 800 млн долларов в год. В России он появился недавно. И зачастую его применение – коммерческая тайна. Открыто о коучинге говорят лишь «Альфа Банк» и «Сантэл». Отличие нового метода от классического менеджмента в том, что руководитель вместо жёстких приказаний, исполнение которых он проверяет, ведёт беседу таким образом , что его сотрудник начинает осознавать свои цели, их соответствие корпоративным, те преимущества, которые он получает, работая именно на этом предприятии. Говоря научным языком, коуч (им может быть как сторонний консультант, так и сам руководитель) выявляет и использует глубинную внутреннюю мотивацию персонала и повышает его ответственность за выполненную работу.

– Приведите какой-нибудь пример из жизни.

– Недавно я консультировал одну сотрудницу консалтинговой фирмы, которая была недовольна своей работой. Она писала кандидатскую диссертацию и считала, что работа её отвлекает, соответственно, выполняла свои обязанности не очень хорошо, в связи с чем у неё были проблемы. После коуча она поняла, что информацию, которую она получает на работе, можно использовать в качестве диссертационного материала. Если раньше она ходила на работу, чтобы зарабатывать деньги, то теперь она стала ходить на неё ещё и для того, чтобы написать там диссертацию. Другой случай: инженер, который до коучинга работал, по его рассказу, только за деньги, причём небольшие. После коучинга он понял, что на работе получает возможность заниматься своим любимым делом, растёт профессионально, имеет признание коллег, работает с друзьями, рядом с домом, и это в другом месте он не купит за деньги.

– Понятно. Это пример нематериальной мотивации. А что, материальная мотивация не входит в сферу интересов коучинга?

– Ну почему же. Только в коуче желание иметь деньги наполняется новым смыслом – осознанием. Попробуйте ответить себе на вопрос: зачем вам, собственно, нужды деньги, что вы будете с ними делать и как вы себя почувствуете, когда их будет много. Это только кажется, что всем понятно, зачем нужны деньги. Иногда человек не знает, зачем он зарабатывает их. Работает – получает, и снова работает – и снова получает... Каждый день как две капли воды похож на другой. Так проходят годы и вся жизнь. Как один день. И вы думаете, очень интересно так жить? А вот когда человек задаётся вопросом: зачем же всё-таки ему нужны деньги, он начинает понимать, какое место в его жизни они занимают. Многие, например, понимают, что им нужны не деньги как таковые, а те возможности, которые они ему открывают: спокойствие, уважение окружающих, власть, влияние, возможность путешествовать по миру и т. д.

– А если внутренняя мотивация не совпадает с корпоративной? Бывают ли случаи ухода с работы?

– Бывают. Во время коучинга человек начинает осознавать свою силу и значимость. И если он понимает, что ему нечего делать на предприятии, он уйдёт или начнет заниматься другим делом. Например, откроет свой бизнес или наоборот. Был такой случай, когда после коучинга человек, которого приглашали работать на должность заместителя директора банка, вдруг отказался от работы. Он понял, что ему надоела работа (этот человек уже обеспечил свою жизнь) и ему хочется заниматься домом, дачей, детьми. Через полгода после беседы коуч позвонил ему домой: клиент был доволен своей жизнью.

– Насколько я понимаю, коучинг – это своеобразная корпоративная культура?

– Безусловно, это новая концепция корпоративной культуры, основанная на открытости, доверии и согласованности действий и целей. Но это ни в коем случае не панибратство. Зарубежный опыт и статистика свидетельствуют о том, что когда корпоративные и личные цели совпадают, коллектив становится мощным инструментом в конкурентной борьбе, производительность повышается в 5,7 раза. А руководитель становится лидером своей команды. И кстати, для повышения производительности вовсе необязательно повышать зарплату.

Комментарии: (0)   Рейтинг:
 
Профиль
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


 
Статистика
Онлайн:
0 пользователей, 28 гостей :